Раздаточная коробка (фиг. 69), установленная за коробкой передач и соединенная с ней промежуточ-ным карданным валом, служит для передачи крутящего момента к заднему и переднему мостам. Имеющаяся в раздаточной коробке понижающая передача позволяет в необходимых случаях увеличивать тяговое уси-лие на колесах.
Раздаточная коробка имеет две передачи: эксплуатационную передачу постоянного зацепления с пе-редаточным числом 1,15 и понижающую с передаточным числом 2,78.
Шестерни постоянного зацепления имеют косой зуб, что обеспечивает невысокий уровень шума при езде.
Шестерни изготовляются из стали 40Х, цианируются и закаливаются в масле до твердости 48 - 56 по Роквеллу С.
Шестерни на заводе комплектуются парами и подбираются по шуму, контакту и боковому зазору в зацеплении в пределах 0,1 - 0,2 мм.
При выходе из строя какой-либо шестерни замена ее может вызвать некоторое увеличение шума, опа-саться чего не следует.
Картер раздаточной коробки чугунный, неразъемный. В его верхней части имеется люк для монтажа, закрываемый штампованной крышкой.
Раздаточная коробка крепится к поперечине рамы в четырех точках на резиновых подушках.
Ведущий вал 3 установлен на двух шариковых подшипниках 4 и 37. По размерам подшипники (30X72) одинаковы с подшипником вторичного вала коробки передач. Ведущая шестерня 5 установлена на шлицах и крепится фланцем 2.
Промежуточный вал 9 с установленными на шлицах шестернями 7 и 8 вращается на двух одинаковых роликовых конических подшипниках 12 и 35.
Внутренние кольца подшипников 12 и 35 и шестерни 7 и 8 крепятся гайками 11 и 33.
Ведомый вал 18 установлен на двух одинаковых роликовых конических подшипниках 22. На его шлицах передвигается шестерня 24 включения заднего моста и понижающей передачи.
Фиг. 69. Раздаточная коробка:
1 - сальник, 2 - фланец кардана к коробке передач, 3 - ведущий вал, 4 - передний подшипник ведущего вала, 5 - шестерня ведущая, 6 - регулировочные прокладки, 7 - шестерня ведущая понижающей передачи, 8 - шестерня промежуточная, 9 - промежуточный вал, 10 - крышка, 11 - гайка, 12 - подшипник промежуточного вала, 13 - шестерня ведомая, 14 - упорная шайба, 15 - подшипник вала привода переднего моста, 16 - картер штоков, 17 - вал привода переднего моста, 18 - ведомый вал, 19 - втулка, 20 - вилка включения переднего моста, 21 - муфта включения переднего моста, 22 - подшипник ведомого вала, 23 - маслоспускная пробка, 24 - шестерня (муфта) вклю-чения заднего моста и понижающей передачи, 25 - вилка включения заднего моста и понижающей передачи, 26 - регулировочные про-кладки, 27 - задняя крышка, 28 - фланец кардана к заднему мосту, 29 - ведомая шестерня привода спидометра, 30 - штуцер шестерни спидометра, 31 - маслоналивная (контрольная) пробка, 32 - шестерня ведущая привода спидометра, 33 - гайка, 34 - шплинт, 35 - под-шипник, 36 - шплинт, 37 - задний подшипник ведущего вала, 38 - стопорное кольцо.
В нейтральном положении рычагов раздаточной коробки (как показано на фиг. 69) ведомая шестерня 13 свободно вращается на валу.
В задней части ведомого вала установлены шестерни 32 и 29 привода спидометра.
В передней части ведомого вала на шлицах перемещается муфта 21 включения переднего моста.
Вал привода переднего моста 17 установлен на двух опорах. Передней опорой является шариковый двухрядный радиально-упорный подшипник 15.
В качестве задней опоры применена бронзовая втулка 19, запрессованная в отверстие ведомого вала.
Резиновые сальники 1, работающие по шейкам трех фланцев, - одинаковые с сальником вторичного вала коробки передач.
В крышке 16 штоков переключения установлен сапун для предотвращения образования внутри избыточного давления, вызывающего течь смазки.
Перед сальниками ведущего вала 3 и вала привода переднего моста 17 имеются маслоотгонные канавки, выполненные в теле крышек.
Роль маслоотгонного устройства сальника ведомого вала выполняют винтовые зубья ведущей шестерни привода спидометра 32, смонтированной в задней крышке с зазором 1,1 - 1,3 мм по диаметру.
Переключение передач осуществляется двумя рычагами, смонтированными в крышке штоков переключения, укрепленной на переднем торце картера раздаточной коробки (фиг. 70).
Правый рычаг служит для включения заднего моста и понижающей передачи. Он имеет три положения: нейтральное, переднее, - когда включена понижающая передача, и заднее - когда включен задний мост.
Левый рычаг служит для включения переднего моста и имеет два положения: переднее, - когда передний мост выключен, и заднее, - когда он включен.
Механизм переключения передач смонтирован в передней крышке (фиг. 71) и состоит из двух што-ков 11 и 73, на которых винтами 8, зашплинтованными проволокой, укреплены вилки переключения пере-дач. Штоки передвигаются рычагами 9 и 10, концы которых входят в пазы штоков.
Механизм переключения снабжен фиксаторами, состоящими из пружин 2 и шариков 1, входящих в лунки штоков.
Для предотвращения вытекания смазки из гнезд штоков, а также попадания туда грязи и пыли служат резино-войлочные сальники, состоящие из резинового кольца 16, стальной шайбы 15, войлочного кольца 14 и гайки 12.
Фиг. 71. Механизм переключения передач:
1 - шарик, 2 - пружина, 3 - уплотнительная шайба, 4 - болт пружины, 5 - пружина плунжеров, 6 - плунжер, 7 - шплинтовая проволока, 8 - винт, 9 и 10 - рычага, 11 - шток переднего моста, 12 - гайка, 13 - шток заднего моста и понижающей передачи, 14 - войлочное кольцо, 15 - стальная шайба, 16 - резиновое кольцо.
На автомобилях выпуска до 1 марта 1954 года устанавливались сальники одинаковые с сальниками автомобиля ГАЗ-67Б (гайка и два войлочных кольца).
Имеется блокировочное устройство, исключающее возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при включенной низшей передаче. Блокировочное устройство состоит из двух плунжеров 6, сферические концы которых входят в лунки што-ков, и распорной пружины 5 между ними.
Блокировка основана на обычном принципе - выборке зазора между торцами плунжеров, благодаря различной глубине лунок на штоках.
Блокировка предохраняет карданный вал и задний мост от перегрузки.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКОЙ
Включать передний мост следует при езде по тяжелой дороге (песок, грязь, снежная дорога и др.).
Постоянная езда с включенным передним мостом увеличивает износ автомобиля, его шин и повыша-ет расход топлива. Поэтому езда с включенным передним мостом по дорогам с твердым покрытием не ре-комендуется.
Включение и выключение переднего моста можно производить на любой скорости движения. При этом выжим педали сцепления не требуется.
Осуществляется это потому, что включаемые элементы (зубчатый венец вала привода переднего мос-та 17 и муфта 27, сидящая на шлицах ведомого вала 18, - фиг. 69) вращаются с одинаковой скоростью и уравнивания скоростей в этом случае не требуется. Если передний мост не включается, то это может указы-вать на различную величину радиусов качения передних и задних шин и на необходимость проверки давле-ния воздуха в шинах.
Понижающую передачу (2,78) в раздаточной коробке следует включать лишь в тех случаях, когда не-обходимо большое тяговое усилие (например, подъемы, очень тяжелые дорожные условия и т. п.).
Во избежание поломки зубьев включать понижающую передачу рекомендуется только после оста-новки автомобиля при выключенном сцеплении.
Предварительно должен быть включен передний мост (ввиду наличия, как указывалось выше, блоки-ровки в механизме переключения).
Выключение понижающей передачи и переход на эксплуатационную езду (переключение на передачу 1,15) можно производить на ходу автомобиля, с выключением сцепления.
При этом для бесшумности переключения необходимо правый рычаг раздаточной коробки передви-гать плавно, с выдержкой в нейтральном положении.
Выдержка должна быть тем больше, чем больше скорость (как при переходе со второй на третью пе-редачу на автомобиле ГАЗ-51).
При скорости менее 8 км/час выдержки не требуется.
Слишком длительная выдержка рычага в нейтральном положении не даст правильного и бесшумного включения. В этом случае следует применить двойной выжим сцепления и прогазовку, т. е. включить сцеп-ление, нажать на педаль акселератора (для небольшого увеличения оборотов двигателя), затем снова вы-ключить сцепление и включить эксплуатационную передачу (1,15).
РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ
Конические роликовые подшипники раздаточной коробки требуют в эксплуатации не частой, но пе-риодической их регулировки для устранения большой осевой игры валов вследствие износа самих подшип-ников, а также „обминания" сопрягаемых поверхностей.
Совершенно обязательной является регулировка подшипников в случае вынужденной разборки раз-даточной коробки по каким-либо причинам (стуки и шумы, поломка деталей и др.).
Чрезмерно большая осевая игра вредно сказывается на работе шестерен, нарушая правильность их за-цепления.
При заводской регулировке новых раздаточных коробок осевая игра валов в подшипниках находится в пределах 0,04 - 0,11 мм.
Регулировка производится с помощью стальных регулировочных прокладок 6 и 26 (фиг. 69) толщи-ной 0,1 и 0,25 мм, устанавливаемых под крышки.
Замер осевой игры валов следует производить по возможности индикатором. При отсутствии индика-тора, регулировку нужно делать такой, чтобы валы не имели ощутимой осевой игры, но свободно провора-чивались бы от руки с малым усилием.
Регулировка производится следующим образом:
а) Подшипники промежуточного вала. Как указано в разделе „Техническое обслуживание автомо-биля", необходимо снять верхнюю крышку раздаточной коробки, для чего следует снять крышку люка на полу автомобиля и отъединить трос центрального тормоза. Отверткой (или рукой) проверить, имеется ли осевая игра шестерен. При наличии игры нужно снять переднюю крышку 10 (фиг. 69), расшплинтовать гай-ку и подтянуть ее до совпадения прорези в гайке с отверстием на валу. После подтяжки поставить крышку на место, завернуть ее болты и снова проверить осевую игру.
Если игра не исчезла, необходимо провести регулировку снятием лишних регулировочных прокладок 6 и 26 между торцами крышки и картера.
б) Подшипники ведомого вала. Снять центральный тормоз, расшплинтовать гайку фланца заднего карданного вала и подтянуть ее по возможности до совпадения прорези с отверстием на валу. Проверить наличие осевой игры вала. При необходимости произвести регулировку подшипников снятием регулиро-вочных прокладок 26 между торцами задней крышки 27 и картером.
РАЗБОРКА И СБОРКА РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ
Разборку раздаточной коробки нужно вести в следующем порядке:
1. Снять тормоз, снять верхнюю крышку люка, отвернуть гайку фланца кардана ведущего вала и снять фланец. Снять переднюю и заднюю крышки.
Удерживая ведущую шестерню, легким ударом вынуть вал в направлении к заднему торцу картера раздаточной коробки вместе с задним шариковым подшипником. Ведущую шестерню вынуть через люк.
2. Снять крышки промежуточного вала. Расшплинтовать и отвернуть обе гайки вала. Легким ударом свинцового молотка выпрессовать вал из шлицевых отверстий шестерен в направлении к передней стенке картера.
Вынуть обе шестерни через люк коробки.
3. Снять крышку штоков вместе со всеми ее деталями, предварительно освободив крепление вилок переключения шестерен 20 и 25 (фиг. 69).
4. Снять фланец и заднюю крышку ведомого вала. Легкими ударами свинцового молотка выбить вал в направлении к задней стенке картера.
5. Вынуть шестерни 13 и 24 через люк.
Резиновые сальники без нужды не следует выпрессовывать из крышек, так как при этом неизбежно их разрушение.
Сборку раздаточной коробки следует производить в обратном порядке, т. е. собрать нижний вал, промежуточный вал и затем верхний вал.
При сборке нижнего вала необходимо учесть следующее: внутреннее кольцо левого роликового ко-нического подшипника 22 необходимо запрессовать на вал 18 строго до упора (предварительно надев на вал шестерню 13 и шайбу 14). Правильную запрессовку кольца подшипника следует контролировать по осевому зазору шестерни 13 на валу. Зазор этот должен быть не более 0,25 мм (фиг. 69). Проверять щупом между торцами шестерни и вала. Несоблюдение этого условия (недопрессовка подшипника) может вызвать стук шестерни на валу и быстрое нарушение регулировки подшипников.
УХОД ЗА РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКОЙ
Уход за раздаточной коробкой заключается в поддержании уровня масла в картере, его периодиче-ской смене, а также в выявлении и устранении неисправностей. Уровень масла в раздаточной коробке дол-жен находиться у кромки наливного отверстия или ниже ее на 5 - 10 мм. Менять масло следует через каж-дые 6 тыс. км пробега, а также при смене сезона (весной и осенью).
Нужно периодически следить, не засорен ли сапун раздаточной коробки, и, если необходимо, очи-щать его от грязи.
Следует периодически проверять затяжку гаек крепления фланцев карданов (в трех местах).
Ослабление посадки фланцев не допускается.
При обнаружении течи смазки через сальники штоков переключения необходимо несколько подвер-нуть гайки 12 (фиг. 71).
Отработанное масло спускать из картера раздаточной коробки следует теплым (сразу после остановки автомобиля), иначе не будет обеспечено его полное удаление.
Если отработанное масло оказалось загрязненным и в нем имеются продукты износа (металлические частицы), то после спуска масла раздаточную коробку нужно промыть керосином
Для этого необходимо:
1. Залить в картер 1,2 л керосина (через наливное отверстие).
2. Правый рычаг раздаточной коробки поставить в нейтральное положение, т. е. выключить задний и передний мосты. Рычаг коробки передач поставить на одну из передач (вторую или третью).
Пустить двигатель на малые обороты на одну-две минуты,
3. Спустить промывочный керосин и залить в картер свежее масло до уровня маслоналивного отвер-стия.
Отредактировано БМП 58 (13 ноября, 2010г. 21:09:17)