Некоторые соображения адресованные для тех, кто хочет сделать самодельный трактор. (2)
Далее по выбору остальных агрегатов: коробок, редукторов, мостов и т.д. Все узлы должны рассчитываются на передачу тех нагрузок, которые будут возникать при эксплуатации. Если узлы слабые, то они будут ломаться и это конечно плохо. Если применяемые агрегаты имеют значительный запас по прочности, то в этом тоже ничего хорошего нет, т.к. в этом случае увеличиваются габариты, вес, возрастают потери на их прокрутку, страдает компоновка и т. д. Поэтому лучше всего, когда применяемые агрегаты имеют минимальный запас прочности. Поэтому нельзя считать конструкцию удачной, когда к двигателю УД 1, ЗИД и т.д. пристыковывают коробки и мосты от ГАЗ 51, ГАЗ 66 или что то в этом плане. Применение малогабаритных узлов позволит выполнить конструкцию компактной, маневренной, удобной и снизить потери. Иногда можно услышать возражения, что собираем из того, что есть. Не могу с этим согласится на 100%. Если точно знаешь, что тебе конкретно надо, обычно можно подобрать подходящие узлы. К примеру, если я четко представлял, что мне требуются агрегаты от САЗ, то дал соответствующее объявление в газету и через некоторое время появился вариант – мотоколяска в отличном состоянии и в придачу к ней гора запчастей. Вот вам частный случай решения вопроса.
Что можно сказать по выбору колесной формулы: 2х4 или 4х4. Это зависит от того, как будет выполнена компоновка трактора. Тут надо учесть несколько моментов. Если выбирается схема 2х4, то ведущие колеса должны быть, разумеется, сзади, этим вы обеспечите их дополнительную догрузку от возникающего крутящего момента на ведущих колесах и также догрузку от использования веса применяемых орудий. Конструкция трактора должна обеспечить оптимальную развесовку между передней и задней осями. Развиваемое тяговое усилие пропорционально весу, приходящемуся на ведущие колеса, чем он больше, тем тяга сильнее. С другой стороны, на переднюю ось должен приходится определенный минимальный вес, который обеспечит надежную управляемость трактора при всех видах работ. Обычно на заднюю ось 2/3 и переднюю 1/3 всего веса. Если конструкция не позволяет получить такую развесовку, то желательно провести балластировку, путём расположения доп. грузов. Эти грузы располагаются как можно ниже для снижения центра тяжести, что обеспечит повышенную устойчивость трактора при работе на склонах. Выполнение этих требований и наличие колес с протектором типа «ёлочка» обеспечит отличные тяговые свойства вашего трактора.
В противном случае потребуется переходить на схему 4х4, а это решение потребует значительного усложнения конструкции. Тем более в этом случае желательно иметь блокируемый дифференциал между осями или возможность отключения одного из мостов с возможностью принудительного или автоматического подключения. Иначе из-за присутствующего всегда кинематического несоответствия будут возникать дополнительные потери, приводящие к износу колес и доп. расходу топлива. Так же следует иметь ввиду уменьшение К.П.Д. трансмиссии из-за присутствия дополнительного набора шестерен. Очень показательно посмотреть на состояние передних колес трактора МТЗ-82. Их вид обычно подтверждает то, о чем говорилось выше.