Доброе утро, господа!
Второй куплет лебединой песни о модернизации УД-2 (карбюратор).
Кстати, совсем забыл: если мои идеи кому-то покажутся в корне неправильными, то эту статью им читать не следует.
Перед тем как начнём, следует соблюсти некоторые условия.
Первое. Скачайте из интернета книгу «Карбюраторы СОЛЕКС. Обслуживание и ремонт. Цветное иллюстративное руководство». В интернете она значится как Solex.pdf Эта книга очень стоящая, там подробно изложены такие тонкости, которые значительно облегчат вашу тракторостроительную жизнь.
Второе. Если мы предполагаем использовать карбюратор 2108х, то само собой разумеется, на двигателе должен в обязательном порядке присутствовать бензонасос. В одной из предыдущих статей я рассказывал, как можно установить на УД-2 вазовский бензонасос. Некоторые умельцы предлагают использовать бензонасос электрический. Ну, тут приветствуется любой полёт фантазии.
Третье. Продумайте наличие второй бензиновой магистрали для возврата в бензобак избыточного топлива, так как в карбюраторах серии 2108х предусмотрен возвратный штуцер.
Четвёртое. Желательно приобрести запасной ремкомплект. Если у вас карбюратор 21081, приобретите запчасти для 21083. И наоборот. К сожалению, во многих ремкомплектах как правило присутствует много разной фигни, но нет того, что необходимо. И в частности - часто отсутствуют воздушные жиклёры. Для более точного подбора пары топливный жиклёр - воздушный жиклёр в конце статьи я приведу таблицу соотношений жиклёров карбюраторов Солекс.
Итак, нас интересует Карбюратор 2108х. «Икс» может быть или 1, или 3.
Карбюратор 21081 устанавливался на экспортном варианте Самары с двигателем объёмом 1100 куб. см. В настоящее время такой карбюратор приобрести довольно сложно, так как движки, для которых он предназначался, выпускались с 1984 по 1996 год. Но, расстраиваться не стоит, так как пока ещё и на свалках, и на разборках, да и в гаражах у старых склеротиков можно запросто найти карбюратор под названием ДААЗ 21083-1107010. Этот «заточен» под другой мотор (объём 1300), но при желании может быть перебран и для наших целей.
Работы с карбюратором просты и незатейливы. Первым делом его надо полностью разобрать, выкрутить из него все жиклёры и на сутки поместить в кастрюлю с растворителем №647 (если, конечно, карбюратор не новый, купленный в магазине). Потом просушить, продуть и установить всё на место.
Кстати, у карбюраторов серии 2108х (как, впрочем, и у всех остальных) очень неудобно сделан винт «качества». Он утоплен, шлиц не видно и регулировать карбюратор очень неудобно. К тому же, если вы установили на него новое резиновое колечко, то извлечь иглу становится проблемой. Сейчас умельцы придумали удлинённый винт, такие появились в продаже. Пользоваться ими гораздо удобнее. Удлинить винт можно и самостоятельно - просто припаять к нему кусочек медной проволоки подходящего диаметра и длины - чтобы хвостик выступал из корпуса карбюратора сантиметра на два, два с половиной. Регулировать будет гораздо легче.
Сначала следует ввернуть топливный жиклёр первой камеры, после чего установить воздушный жиклёр. То же самое следует повторить и для второй камеры.
Для первой камеры установите топливный жиклёр с маркировкой 97,5, для второй - 95. А вот воздушные - лучше так: для первой камеры - 150, для второй - 125. При таком соотношении жиклёров в первой камере будет готовиться смесь с нормальным соотношением (14,9:1), а во второй - на максимальную мощность (12,7:1). Впрочем, я даю таблицу, использовав которую, вы сможете подобрать наиболее на ваш взгляд подходящие параметры горючей смеси.
Что касается распылителя ускорительного насоса, то тут есть два варианта развития событий. Первый - вообще заглушить эту магистраль и не париться. Или заглушить одну из трубочек. В противном случае может реально подскочить расход топлива. Да, и ещё - если распылитель всё же оставите, обязательно поставьте новое резиновое колечко - иначе при резком нажатии на педаль газа бензин будет идти мимо кольца и впрыскиваться в большем, чем требуется объёме.
Мне могут возразить - родной К16В снабжён топливным жиклёром с цифрой аж 125. А тут - всего-то 97,5. Не забывайте, что Солекс - двухкамерный карбюратор. И вторая камера всегда «поможет». И ещё - для УД-2 главным были устойчивый пуск и хорошая работа. Поэтому специально применили жиклёр с несколько большей чем нужно пропускной способностью.
В принципе, карбюратор 2018х работает на УД-2 вполне приемлемо. Не забывайте, что в карбюраторе есть ещё и так называемый винт «качества», так что горизонты настойки весьма широки. Но если вас что-то не устраивает, можете поиграться с жиклёрами, используя представленную таблицу. К сожалению, выбор воздушных жиклёров небогат, но может быть где-то на рынках и можно что-то найти.
Я специально не углубляюсь в методику настройки карбюратора. Если вы скачали рекомендованную мной книгу, то там этот вопрос освещён более чем подробно.
И последнее - пару слов о так называемом винте «качества».
Каждый уважающий себя автолюбитель знает, что на карбюраторе есть два волшебных винта - «количества» и качества». Винт «количества» немного приподнимает заслонку, а винт «качества» регулирует состав смеси.
Но, на таком сложном устройстве, коим является карбюратор Солекс, винт «качества» на самом деле таковым не является. Он скорее - тоже своего рода винт «количества». Дело в том, что качество горючей смеси, подающейся в цилиндры, зависит от совсем других показателей, а именно от соотношения диаметров (вернее пропускной способности) пары жиклёров - топливного и воздушного. Для того, чтобы определить, какую смесь вы хотите получить на выходе (обеднённую, нормальную или обогащённую) следует воспользоваться представленной таблицей.
Всем здоровья, успехов и лёгкого пуска!